четверг, 11 августа 2016 г.

Законодательство об образовании и выбор траектории



       Понимание того, как устроена система образования требует знания современного, очень непростого, законодательства в этой сфере. Оно включает в себя  весьма объемный Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») и множество т.наз. подзаконных актов, конкретизирующих его положения. Основные моменты, связанные с выбором траектории, мы постараемся здесь изложить по возможности просто.

В соответствии с п.2 ст.10 ФЗ «Об образовании», «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)».
Закон этот устанавливает и уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
При этом  дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО).

Для поколения родителей нынешних абитуриентов среднее профессиональное образование (СПО) ассоциируется с техникумом или колледжем. Однако в последние годы происходит интеграция разных образовательных уровней в одном образовательном учреждении или организации. Сегодня в университете или институте может предлагаться даже получение рабочих профессий, а также специальностей СПО. И наооборот: в колледже могут реализовываться программы прикладного бакалавриата – практикоориенированного высшего образования.

Спрашивается – почему вузы берутся за реализацию казалось бы не свойственных ими уровней образования? Тому есть две причины. Первая: современные программы СПО таковы, что возросли требования к уровню теоретической подготовки выпускников. А вторая – некоторые из весьма востребованных на рынке труда профессий не имеют аналогов в перечне высшего образования. Поэтому появилась новая тенденция в выборе образовательных траекторий: после получения доступного (но не очень востребованного) высшего, человек идет получать СПО по востребованной на рынке труда специальности. Или получает её для сохранения права занимать своё рабочее место.


Извлечения из ФЗ  «Об образовании»

Статья 16. ФЗ допускает  реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 


А формы получения образования и формы обучения определяет ст. 17 ФЗ:

 1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


Ст. 68 ФЗ Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Подробнее об авторе и другие публикации здесь: http://teui.ru/ 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий