четверг, 11 августа 2016 г.

Стандарты, знания и компетенции



Поколению родителей неизвестны понятия "ГОС" и  "ФГОС", а ведь без их понимания трудно осмысленно выбрать не только профессию, но и само место её получения.

Закон «Об образовании»  устанавливает, что формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. А вот формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Прежние образовательные стандарты (ГОСы) определяли для каждой образовательной программы (кроме требований к перечню дисциплин и сроков обучения) требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). В отличие от них ФГОС предявляет уже требования к компетенциям (каковых формулирует множество).

Компетенции для нашей педагогики профессионального образования сравнительно   новое понятие. Упрощенно их можно определить, как способность выпускника реально применять эти самые ЗУН в профессиональной области. И даже – несколько выходя, при необходимости,  за её пределы.

Возьмем, к примеру, человека, прошедшего цепочку «лицей (гимназия) – бакалавриат университета – магистратура – аспирантура» и направившегося в службу занятости. (Как утверждают её специалисты, случай вовсе нередкий; и в этой цепочке не обязательно могут быть магистратура с аспирантурой, часто это и обладатели старой квалификации «специалист»). Что тут можно сделать? – Прежде всего, взглянуть на себя, получив очередную ступень образования глазами работодателя, например – кадровика предприятия.


Проблема в том, что при всём недостатке подготовки выпускника с квалификацией «специалист» на пятом году обучения его всё же как-то адаптировали к будущей работе за счёт спецкурсов, которые устанавливал сам вуз.

Выпускик бакалавриата вовсе не обречен на продолжение обучения по этому же направлению. У него есть несколько путей смены профессии. Выбор же их связан с тем, о чем мы говорили выше – с целями (которые могли измениться входе учебы) и с ресурсами (временными, материальными и прочими).

Подробнее об авторе и другие публикации здесь: http://teui.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий